Принуждение к инновациям: стратегия для России
94
Как видно из приведенных данных, в 2010 г. 59,8% всех
бюджетных расходов на дорожное хозяйство будет направ-
лено на новое дорожное строительство, а 23,5%—на ремонт
и содержание автодорог федерального значения. Несмотря
на то, что общая сумма средств, выделенных на дорожное
хозяйство в 2005–2009 гг. составила порядка 1 трлн. руб.,
никаких сколь-нибудь существенных изменений в дорож-
ном строительстве не произошло.
В то же время в России накоплен немалый объем нара-
боток в области долговечных цементобетонных покрытий,
разработаны федеральные нормы и правила проектирова-
ния и строительства цементобетонных покрытий и осно-
ваний по различным технологиям бетонирования: в рель-
соформах, в скользящих формах, методом укатки вибро-
катками и прочие. Заметим, что фактические сроки служ-
бы цементобетонных покрытий превышают нормативные
(20–25лет), достигая 30–40 и более лет. Эти технологии ис-
пользуются в дорожном строительстве в странах Европейс-
кого Союза, США, Канаде, Китае. К примеру, в настоящее
время в Германии с применением укладки железобетонных
плит строится 65% автотрасс, в КНР — 38%, в России — 0%.
Хотя в нашей стране определенный опыт дорожного стро-
ительства с использованием данных технологий имеется
(строительство автомобильных дорог «Чуйский тракт» и
«Новосибирск—Колывань» в Новосибирской области или
федеральная автомобильная дорога М-51 «Байкал», «Ново-
сибирск—Томск» на участке «Вьюны—Изовка»).
Суть предлагаемой технологии дорожного строительс-
тва заключается в ускоренном монтаже преднапряженных
железобетонных плит на упрощенное дорожное полотно со
стягиванием плит в длинномерные пакеты стальными ка-
натами, с исключением текущей практики формирования
оснований дорог в виде уплотненных слоев песка и щебня
или гравия до глубины промерзания грунта. При строи-
тельстве автомобильных дорог по данной технологии про-