Принуждение к инновациям: стратегия для России
92
5. Материалоемкость: использование
преднапряженных железобетонных плит
в автодорожном строительстве
В развитие предложения об использовании преднапря-
женных железобетонных плит при строительстве железных
дорог мы предлагаем использовать данную технологию и в
автодорожном хозяйстве. Как известно, в настоящее время
транспортная составляющая в себестоимости продукции в
России достигает 20%, тогда как в развитых странах этот по-
казатель составляет в среднем 8%. В Европе средняя скорость
перемещения грузов равна 1000 км в день, в России — не бо-
лее 300 км. Наконец, дорожная сеть России составляет лишь
12% от показателя ЕС, а ее плотность на 1 км
2
не достигает и
4% европейской. При этом, по данным Росстата, протяжен-
ность российских дорог общего пользования в 1995–2005 гг.
сократилась на 9%, а отмечаемый порой «прирост» данно-
го показателя в 2006–2007 гг. произошел за счет включения
в статистическую базу дорог местного значения— что лишь
подтверждает «успехи» последних лет в данной сфере.
Продолжая сравнения с развитыми странами, обратимся
к затратам на строительство, содержание, ремонт и модер-
низацию автомобильных дорог. Стоимость их строительства
по сравнению с Россией меньше в ЕС в 2,6 раза, в США — в
3,0 раза, в Китае — в 7,3 раза. Однако это средние показатели.
Если брать отдельные инвестиционные проекты, нужно при-
вести в пример вопиющие по своим показателям затраты на
строительствопервогоучасткаЧетвертоготранспортногоколь-
ца в Москве. По данным Правительства Москвы, 1 км новой
трассы обойдется в $595,4 млн. бюджетных средств, при этом
непосредственно на дорожно-мостовые работы планируется
израсходовать $200,1 млн. (расчетыданыисходя из курса банка
России на 17 ноября 2009 г.). Для сравнения: суммарные затра-
ты на строительство моста Мийо в Южной Франции, средняя
высота которого составляет 270 м, а одна из опор — 343 м (что
выше Эйфелевой башни), составили $189 млн. за 1 км.