Принуждение к инновациям: стратегия для России
90
Железнодорожный транспорт — сложный, масштабный
и очень капиталоемкий бизнес. Сроки окупаемости боль-
шинствасреднестатистическихпроектовв грузовыхперевоз-
ках при существующем уровне тарифов превышают 15 лет,
а рентабельность активов ОАО «РЖД» в 2008 г. составила
0,4%. При этом экономические и технологические барьеры
для входа на рынок перевозок крайне высоки: для мини-
мального объема бизнеса потребуется вложение миллиардов
рублей. Расходы у частного перевозчика будут выше, чем у
ОАО «РЖД», так как он теряет эффект масштаба. Положе-
ние осложняет слабая позиция государства в техническом
регулировании данной сферы, ослабление роли отраслевых
институтов и невозможность существующих государствен-
ных и коммерческих структур осваивать инновации в усло-
виях отсутствия доступных кредитов. К этому надо добавить
недостаточную мотивацию руководства ОАО «РЖД» к поис-
ку и реализации прогрессивных технологий строительства
железных дорог, оглядку за рубеж в ожидании прихода пере-
довых научных идей и технологий, неверие в возможности
деградирующей отечественной науки и техники.
Новая конструктивная система строительства железных
дорог может быть освоена в практике железнодорожного
транспорта в ближайшие годы. В настоящее время созда-
на научная основа новой системы, разработана технология
преднапряженных железобетонных плит и отработана их
сборка. На новую технологию получен ряд положительных
отзывов. Для реализации технологии необходимо поручить
ОАО «ВНИИЖТ», ОАО «Московский ИМЭТ», МИИТ,
другим заинтересованным научным организациям в рамках
«Транспортной стратегии Российской Федерации на пери-
од до 2030 года»
оперативную разработку технологической
и эксплуатационной нормативной базы новой системы вер-
хнего строения пути железных дорог. Это позволило бы со-
здать новые стандарты и технологические регламенты, не-
обходимые для освоения предлагаемой технологии.