Принуждение к инновациям: стратегия для России
54
Таким образом, очевидное отставание отечественных
стандартов автомобилестроения делает невозможной эф-
фективную деятельность на внешних (прежде всего, запад-
ных) рынках. Так, в настоящее время около 75% экспорта
российских легковых автомобилей приходится на страны
СНГ
15
. Такая структура экспорта уже сейчас существенно
тормозит развитие отрасли, а введение новых стандартов
в ЕС и других развитых странах может вообще перекрыть
доступ российских автомобилей на зарубежные рынки.
Добавим к этому, что в условиях экономического кризиса
и резкого сокращения спроса на выпускаемую продукцию
крупнейшие российские производители испытывают де-
фицит финансовых ресурсов и не могут позволить себе без
помощи государства производить техническую модерниза-
цию производства и обеспечивать соответствие новейшим
техническим стандартам и нормам качества.
С точки зрения наличия технических норм и стандартов
качества, соответствующих международным, ситуация в
производстве лекарственных препаратов в России выглядит
более благополучной, чем в рассмотренных выше отраслях.
Действительно, в 2008 г. была опубликована первая часть но-
вой Государственной фармакопеи РФ, представляющей со-
бой сборник стандартов и положений, которые определяют
показатели качества выпускаемых в России лекарственных
субстанций и изготовляемых из них лекарственных препа-
ратов. Новая Государственная фармакопея была введена в
действие с 1 января 2009 г.
Наряду с этим, в мае 2009 г. был утвержден ГОСТ Р 52249-
2009 «Правила производства и контроля качества лекар-
ственных средств». Текст этого ГОСТа является иден-
тичным переводом Правил производства лекарственных
средств для человека и животных Европейского Союза (ЕС
Guide to Good Manufacturing Practice for Medicinal Products
for Human and Veterinary Use) — правил GMP EC по состоя-
15
См.
: http://www.automania.ru/articles/analytics/0070716/