Принуждение к инновациям: стратегия для России
52
авиационный транспорт приходится 13% от общего объема
выбросов парниковых газов, производимых в мировом мас-
штабе всеми видами транспорта.
Официальное издание Европейского Союза опубликовало
сводный перечень авиакомпаний, которые не соответствуют
экологическим стандартам ЕС. В список вошли около 4 ты-
сяч авиаперевозчиков со всего мира, в том числе из Европы и
США. Что касается России, в список попали около 100 авиа-
перевозчиков, в том числе «Аэрофлот». Также в перечень во-
шлитакиеавиакомпании, как«Атлант-Союз», «Ямал», «Крас-
ноярские авиалинии», S7, «Ютэйр», «Оренбургские авиали-
нии», «Кавминводыавиа» и многие другие. Если компании,
вошедшие в «черный» список, не предпримут соответству-
ющих изменений, к ним могут быть применены штрафные
санкции, вплоть до полного запрета на полеты в ЕС
12
.
Помимо гражданской авиации, существует еще одна от-
расль, в которой российские производители испытывают
сильное давление общепринятых технических стандартов и
норм качества. Речь идет об автомобилестроении.
Практика стандартизации в области производства транс-
портных средств в Европейском Союзе берет свое начало
в 1958 г. (подписание Женевского соглашения). В рамках
этого соглашения было принято более 100 постановлений
Европейской экономической комиссии ООН (Правил ЕЭК
ООН), обеспечивающих безопасность дорожного движения
и защиту окружающей среды. Среди этих правил и так на-
зываемые Европейские стандарты на загрязнение («Евро»).
Европейские экологические стандарты регламентируют
содержание в выхлопе автомобилей углеводородов, окси-
дов азота, угарного газа и твердых частиц. Конкретное со-
держание в выхлопе углекислого газа в настоящее время не
регламентируется, однако Еврокомиссия предлагает ввести
с 2012 г. норму в 120 г/км. Различаются нормы для дизель-
ных и бензиновых двигателей, а также для легковых, легких
12
См.
: http://www.lenta.ru/news/2009/08/24/avia/