Стр. 48 - 001-205_Modernisation3new.indd

Упрощенная HTML-версия

Глава III. Модернизационные приоритеты
49
отрыва от нормативной базы развитых стран, и непринятие
действенных мер лишь увеличивает это отставание.
3. Международная ситуация
Следует также отметить, что хотя может показаться, буд-
то европейские и отечественные системы стандартизации и
технического регулирования существуют формально неза-
висимо друг от друга, это не вполне так. Напротив, одной из
основных причин низкой конкурентоспособности российс-
кой продукции на мировых рынках является ее несоответс-
твие общепринятым техническим стандартам и нормам ка-
чества.Несмотряна точто, чтороссийское законодательство
содержит более 25000 национальных стандартов, уровень
гармонизации национальных и международных стандартов,
по данным Доклада о результатах и основных направлени-
ях деятельности Минпромторга России на 2009–2011 гг., в
2008 г. составлял 40%, в 2009 г. должен достичь показателя в
40,5%, а в 2010 г. — 42% (лишь в некоторых отраслях: про-
изводстве электротехники, электрооборудования, бытовых
электроприборов и радиоэлектронной аппаратуры он дохо-
дит до 90%). Впрочем, даже в тех случаях, когда российские
технические стандарты и нормы качества гармонизированы
с международными, это не является гарантией их соблюде-
ния производителями.
Хрестоматийным примером отрасли российской про-
мышленности, столкнувшейся на международных рынках с
серьезными проблемами из-за несоответствием принятым
европейским и мировым стандартам, является гражданское
самолетостроение. За последние 10 лет российские перевоз-
чики многократно получали уведомления о несоответствии
изготовленных в России пассажирских самолетов действу-
ющим в Евросоюзе, Северной Америке и других регионах
мира стандартам безопасности пассажиров, уровня шума,
объемов выбросов в атмосферу углекислого газа. Несколько
раз российские компании входили в «черный список» авиа-