Принуждение к инновациям: стратегия для России
48
дам правил или договорам может носить как добровольный
(в форме добровольной сертификации), так и обязательный
(в формах декларирования соответствия или обязательной
сертификации) характер. По сути, государство, благодаря
возможности вводить обязательный характер подтвержде-
ния соответствия, имеет мощный рычаг влияния на уже-
сточение технических требований, предъявляемых к про-
изводству продукции или выполнению производственных
процессов на территории Российской Федерации.
Используется ли в настоящее время инструментарий тех-
нического регулирования и стандартизации для осущест-
вления модернизационных мероприятий? К сожалению,
нет. Несмотря на то, что изменения в Закон о техническом
регулировании позволяют принимать технические регла-
менты не только в форме Федеральных законов, но и По-
становлений Правительства РФ, а в исключительных слу-
чаях — в виде Указов Президента РФ, в последнем случае
без публичного обсуждения, до настоящего времени в Рос-
сии введено в действие всего 11 технических регламентов,
хотя в соответствии с Распоряжением Правительства РФ
от 25 сентября 2008 г. № 1403-р в Программе разработки
технических регламентов значится 41 проект, из которых
15 должны быть приняты в форме Федеральных законов,
а 26 — в форме постановлений Правительства РФ. Добавим,
что законопроект «О стандартизации» с сентября 2008 г. на-
ходится в стадии публичного обсуждения. Заметим, что ни
Программа разработки технических регламентов, ни Кон-
цепция развития национальной системы стандартизации не
содержат цели в короткие сроки достичь уровня норматив-
ной базы развитых стран в данной сфере. Более того, фор-
сированное решение данной задачи негативно отразится на
конкурентоспособности продукции отечественных произ-
водителей, поскольку создаст во многих случаях непреодо-
лимые барьеры для выхода на рынок. И все же в настоящее
время в России нет движения даже в сторону сокращения