Принуждение к инновациям: стратегия для России
42
оказала почти никакого влияния на системы перера-
ботки вторсырья упаковочной отрасли в семи странах,
население которых составило почти половину ЕС-15 и
которые к этому времени уже активно применяли но-
вые технологии. К тому же разработанные националь-
ные схемы отличались механизмами финансирования и
пропорциями распределения затрат между бизнесом и
муниципальными/местными органами власти. Теорети-
чески все environmental compliance costs должны были
понести частные компании, на практике же часть затрат
взяли на себя муниципалитеты. Последняя особенность
демонстрирует финансовую заинтересованность и под-
держку органами власти ужесточения стандартов.
Анализ environmental compliance costs, проведенный
после принятия Директивы в 2001 г., показал, что еже-
годно чистые дополнительные издержки на переработ-
ку вторсырья в соответствии с Директивой, составили
50 млн. в 1997 г. и возросли до 227 млн. в 2001 г. Од-
нако экономические последствия принятия Директивы,
на наш взгляд, минимизировали затраты: объемы отхо-
дов упаковки сократились в среднем на 10% в странах,
на которые распространяются требования Директивы,
и на 15% в восьми членах ЕС, где переработка отходов
была наименее развита.
Как видно, издержки, связанные с приведением техно-
логий в соответствие с требованиями Директив ЕК, бизнес-
структуры по большей части несут самостоятельно. Участие
государства в модернизации производства заключается в ча-
стичном финансировании экологических проектов в форме
государственной помощи (government aid). В соответствии
с документом ЕС, определяющим правила предоставле-
ния госпомощи в сфере экологии (Community Guidelines on
State Aid for Environmental Protection), основной целью пре-
доставления государственной помощи является достиже-