Глава II. Государство — движущая сила модернизации
29
ческих ведомств сущности модернизации и инноваций. Су-
мятице, невольными заложниками которой становятся вы-
сшие руководители государства, представители различных
ветвей власти, политической, экономической, обществен-
ной элиты. В данном случае плюрализм неуместен—модер-
низация и в теоретическом преломлении и в практическом
воплощении не равна инновациям. Укоренившаяся трак-
товка модернизации и инноваций как синонимов сущест-
венно усложняет начало модернизационных процессов.
Теоретический аспект расставляет эти категории по раз-
ным углам вследствие нескольких ключевых соображений.
Модернизация — процесс становления зрелого индустри-
ального общества, сопровождающийся демонтажем ар-
хаичных социально-экономических систем. Примитив-
ной иллюстрацией этого процесса является отечественная
индустриализация 1930-х годов, когда Советский Союз из
аграрной промышленно отсталой державы постепенно пре-
вращался в одну из наиболее развитых экономик мира.
Становление инновационной экономики следует отнес-
ти к более высокому типу общества, в котором, как отме-
чали К. Маркс в XIX в. и Д. Белл в XX в., «наука становится
непосредственной производительной силой», а «прогресс
общества все более однозначно определяется успехами в об-
ласти знания». Добавим, что инновационная экономика —
в отличие от модернизации — формируется естественным
путем на протяжении десятилетий, если не на протяжении
смены нескольких поколений. Кроме того, модернизация
вовсе не обязательно должна привести (на практике — и
не приводит) к становлению инновационной экономи-
ки. И здесь снова можно привести в пример СССР 1970-х
и 1980-х годов — отметив, что на модернизированной хо-
зяйственной платформе инновационная экономика так и
не сформировалась.
Практический аспект различий заключается в том, что
модернизации происходят только тогда, когда элиты (а