Приложение № 6. Производство механоактивированных наноцементов
269
вительство и потенциальные инвесторы связывают со строитель-
ством новых цементных заводов, требующим капиталовложений в
пределах около $300 на тонну цемента, что для среднего завода про-
изводительностью 2 млн. т. в год означает $600–700 млн. и 3–4 года
на проектирование и строительство.
Одним из эффективных направлений энергосбережения в про-
изводстве цемента, получившим распространение во всем мире, яв-
ляется совместный помол цементного клинкера с вводимыми ми-
неральными добавками в виде пуццолановых пород, зол и шлаков.
Так, в США средний объем вводимых минеральных добавок состав-
ляет около 40% от массы цемента, в КНР — 35% от массы цемента,
что позволяет снизить удельные затраты топлива на тонну цемента
на 30–40 кг у. т. Близкое содержание энергосберегающих минераль-
ных добавок применяют цементные заводы в Японии, Турции и ев-
ропейских странах.
С целью реализации энергосбережения в цементной промыш-
ленности России в 2003 г. был принят ГОСТ 31108-2003, по которо-
му допускается ввод минеральных добавок до 65% от массы цемен-
та. Однако по этому ГОСТу до последнего времени не работает ни
один цементный завод в России по причинам, изложенным ниже.
В настоящее время структура портландцемента, выпускаемого в
России, включает в среднем долю минеральных добавок в 11,5% от
массы цемента. При производстве малоклинкерных цементов по
предлагаемой технологии механохимической активации возможен
ввод в цемент минеральных добавок в значительно больших коли-
чествах: от 40–45% масс. до 60–75 % масс. цемента с сохранением
высокой марочности цементов — в пределах от 32,5 до 62,5 МПа (по
ГОСТ 31108-2003).
2. Краткое описание предлагаемой технологии
Существует практическая возможность радикального повышения
объемов производства цемента в России со значительно меньшими
капиталовложениями благодаря новой технологической основе —
отечественной технологии модификации портландцементов в нано-
цементы низкой водопотребности.
Суть предлагаемой технологии получения цемента заключается
в совместном помоле и механохимической активации портландце-
ментного клинкера и минеральных добавок в значительных объемах
от массы цемента, что позволяет снизить удельные затраты топлива