Стр. 266 - 001-205_Modernisation3new.indd

Упрощенная HTML-версия

Приложения
268
заводами, работающими по сухому способу и уверенно сокращаю-
щими свою энергоемкость. Российский цемент не способен кон-
курировать с турецким или китайским прежде всего из-за высокой
себестоимости, которая для российских предприятий составила в
расчете на тонну продукта: в 2006 г. — 1300 руб.; в 2007 г. — 1500 руб.
и в 2008 г. — 2000 руб. В то же время рост потребления цемента в
России в 2005–2007 гг. вызвал и рост цен на него: 2005 г. — на 44%,
в 2006 г. — на 50% и в 2007 г. — на 65%. В итоге к концу 2007 г. цены
на цемент в России вдвое превысили европейские, что вызвало ин-
терес иностранных производителей к его поставкам на российский
рынок, которые в 2008 г. составили 7,5 млн. т.
В то же время официальные намерения развития строительно-
го сектора и доведения ежегодных объемов ввода жилья до 150–
160 млн. м
2
, декларированные Правительством РФ, предполагают
значительное увереличение потребности в цементе: к 2010 г. — до
80–90 млн. т, к 2015 г. —до 125–128 млн. т, 2020 г. —до 150–162 млн. т,
2025 г. — до 190–206 млн. т. Для обеспечения таких результатов необ-
ходимо ежегодно увеличивать производство цемента как минимум
на 6–7 млн. т, что предполагает ввод в действие двух современных
заводов в год.
К сожалению, Россия сегодня серьезно отстает от других стран
в производстве и использовании цемента. В 2007 г. произведено
60 млн. т цемента и построено 63,8 млн. м
2
жилья — около 0,45 м
2
на одного человека, а также 495 км автомобильных дорог. За тот же
год в КНР произведено 1 млрд. 350 млн. тонн цемента и построено
2 млрд. 170 млн. м
2
жилья — около 1,5 м
2
на человека, а также 47 тыс.
км автомобильных дорог.
Необходимость радикального увеличения объемов строительства
жилья, к которой добавляется не менее острая проблема обеспече-
ния цементом масштабного строительства автомобильных и желез-
ных дорог с цементно-бетонными основаниями, делает проблему
производства дешевого и качественного цемента критически зна-
чимой. Предполагаемое в последние годы проектирование и строи-
тельство новых цементных заводов, начатое некоторыми компания-
ми, с наступлением финансового кризиса, вероятно, отложилось на
долгое время, тем более в условиях, когда существующие цементные
заводы работают на 70–75% своей мощности и нет уверенности в
реализации декларированной Правительством востребованности
цемента. При этом повышение объемов производства цемента пра-