Глава II. Государство — движущая сила модернизации
27
ные условия как увеличения инвестиционной активности,
так и успеха модернизационных процессов, инициирова-
ние и внедрение которых, по мысли А.Смита, «выходит за
рамки интересов любого индивидуума или небольшого чи-
сла индивидуумов».
В завершение краткого теоретического обоснования без-
альтернативности государственного воздействия на эконо-
мику уточним, что в современной парадигме социально-
экономических отношений оценивать индивидуума исклю-
чительно как «человека экономического», стремящегося
максимизировать приобретаемые им полезности — значит
вводить общество в заблуждение относительно господству-
ющих ныне теоретических воззрений. Современный чело-
век, по мнению Т.Веблена — «человек социальный», член
определенной социальной группы. «Человека нельзя пред-
ставить в качестве молниеносного вычислителя удоволь-
ствий и неприятностей или маленького шарика, — писал
Т. Веблен, — раскатывающегося под действием стимулов,
которые швыряют его туда-сюда, но в то же время он оста-
ется невозмутимым»
6
.
Один из основоположников немецкого ордолиберализ-
ма В. Ойкен видел картину интеграции государства и ин-
дивидуума так: «Построение общества должно происходить
снизу вверх. То что могут сами сделать отдельные люди или
их группы, они должны делать по своей инициативе с мак-
симальной отдачей. А государство должно вмешиваться
только там, где никак нельзя обойтись без его помощи»
7
.
Касаясь теоретических предпосылок предстоящей в России
модернизации, отметим, что и мировой опыт, и воззрения
исследователей свидетельствуют: модернизация, несущая
долгосрочные социально-экономические преимущества,
возможна лишь при активной направляющей роли госу-
дарства.
6
Т. Веблен.
Теория праздного класса, Москва, 1984, с. 123.
7
W. Euken.
Grunds tze der Wirtschaftspolitik, M nchen,1990, S. 348.