Принуждение к инновациям: стратегия для России
126
изменения Налоговый кодекс РФ, чтобы предприятия, вос-
пользовавшись этим инструментом, не оказывались перед
необходимостью уплачивать дополнительные налоги.
Е) Выпуск «модернизационного займа».
В условиях, когда в
банковской системе России накоплены вклады граждан на
общую сумму, эквивалентную $230 млрд., а на руках у на-
селения сосредоточено, по расчетам экспертов, еще около
$200 млрд. наличных денежных средств в отечественной
и иностранной валюте, у государства имеется уникальная
возможность привлечь существенную часть этих денег че-
рез выпуск облигаций сберегательного модернизационного
займа, которые приносили бы их держателям на 1–2 про-
цента годовых больше, чем банковские депозиты в банках
высшей категории надежности. Средства, собранные таким
образом, могли бы инвестироваться в серьезные промыш-
ленные проекты на территории России как долгосрочные
финансовые вложения, что сделало бы «длинные деньги»,
в которых сейчас нуждаются предприятия, более доступ-
ными. Оператором займа могла бы выступить специальная
структура, создаваемая при ФСМРоссии; в ее наблюдатель-
ный совет вошли бы представителиМинистерств финансов,
промышленности и торговли, экономического развития, а
также Центрального банка РФ.
Ж) Финансирование через институты развития.
Данный
инструмент финансового участия государства в модерниза-
ционных процессах требует установки определенной доли
затрат на модернизационные преобразования от общего
финансового участия институтов развития в экономичес-
ких проектах. Для этого мы вновь возвращаемся к одной из
задач ФСМРоссии, а именно разработке четкой методичес-
кой базы модернизации, включая критериальные признаки
модернизационного или инновационного проекта. Пред-
ставляется, что применение данного инструмента нужно
начать с Центра ГЧП Внешэкономбанка как, возможно,
наиболее подготовленной к работе с модернизационными