Глава V. Институциональные основы российской модернизации
125
из средств федерального бюджета недополученных страхо-
вых взносов будет минимальным.
Вместе с тем, применение инструмента налоговых префе-
ренцийдолжночетко увязываться с результатамифинансово-
хозяйственной деятельности, в противном случае в России
быстро возникнет большое число «малых инновационных
предприятий» в сферах оптовой и розничной торговли, фи-
нансовой деятельности или операций с недвижимостью.
Получив положенные льготы и успешно проработав льгот-
ный период, руководители таких предприятий, «посыпав
голову пеплом», благополучно закроют свои «неудавшиеся»
проекты, а федеральный и региональные бюджеты получат
новую финансовую брешь. Применение данного инстру-
мента выглядит оптимальным лишь при соблюдении упо-
мянутого выше принципа «post factum», то есть возврат
уплаченных налогов после реализации модернизационного
или инновационного проекта. Однако в отличие от инстру-
мента В, возврат налогов инновационным предприятиям
должен осуществляться не только в случае досрочного за-
вершения проекта и достижения запланированных показа-
телей, но и в случае завершения внедренческого процесса в
срок. Для контроля над реализацией проектов ФСМРоссии
совместно с ФНС России должна разработать методические
основы и процедуру приема заявок на предоставление на-
логовых преференций, причем принимать такие заявки до
начала реализации проектов.
Д) Приобретение иностранной валюты для импорта передо-
вых иностранных технологий и средств производства по льгот-
ному курсу.
Данный инструмент, впрочем, как и многие дру-
гие из представленных в этом разделе, многократно приме-
нялся в модернизировавшихся экономиках, в частности, в
Японии, Южной Корее и Китае. Прием заявок на приобре-
тение валюты по льготному курсу, устанавливаемому Бан-
ком России, должен осуществляться ФСМ России совмест-
но с Банком России и ФТС России. При этом важно внести