Принуждение к инновациям: стратегия для России
124
В) Частичное или полное возмещение затрат за счет средств
федерального или региональных бюджетов.
Применение дан-
ного инструмента возможно только при досрочном выпол-
нениипредприятиямииорганизациямимодернизационных
задач (принцип «post factum»). В данном случае необходимо
установить четкие временные рамки, руководствуясь кото-
рыми государство могло бы осуществлять замещение вло-
жений. Такой шкалой могло бы быть следующее деление:
при выполнении модернизационного или инновационного
плана (то есть при достижении заложенных в проекте пока-
зателей по примеру предложенных в пункте А) на год рань-
ше намеченного срока государство могло бы возместить
30% вложений, при выполнении на два года раньше — до
50%. Учитывая то обстоятельство, что модернизационные
разработки будут приводить к увеличению доли выпускае-
мой продукции на российском или, в перспективе, на за-
рубежных рынках, такое возмещение становится дополни-
тельным стимулом для хозяйствующих субъектов к перехо-
ду на модернизационные или инновационные рельсы.
Г) Налоговые преференции (налоговые кредиты, льготы,
вычеты).
Об одной из таких льгот в Послании Федеральному
Собранию 12 ноября 2009 г. говорил Президент Д.А. Мед-
ведев: «Правительство должно в I квартале следующего года
представить законопроекты, предусматривающие создание
благоприятных условий для инновационной деятельности,
в том числе, но не ограничиваясь, конечно, этим, установле-
ние пятилетнего переходного периода в отношении увеличе-
ния обязательных взносов на социальное страхование. Нуж-
но при этом четко определить, кому будут даны такие префе-
ренции». Учитывая, к сожалению, пока еще незначительное
число занятых в ОЭЗ, особенно в технико-внедренческих и
промышленно-производственных ОЭЗ, льготы по перехо-
ду на новые ставки обязательного социального страхования
можно установить без сколь-нибудь существенных потерь
для бюджетов социальных страховых фондов. Возмещение