Глава V. Институциональные основы российской модернизации
123
ного финансирования, и при рассмотрении других инстру-
ментов финансового участия государства необходимо раз-
работать четкие критерии выполнения модернизационных
проектов, которые могли бы включать в себя срок реализа-
циипроекта, выход на полнуюсамоокупаемость, отраслевой
или народнохозяйственный экономический (социальный)
эффект, долю рынка продукции или процесса, получаемую
в результате внедрения модернизационного предложения,
конкретные экспортные перспективы и другие показатели.
Финансирование утвержденных модернизационных про-
ектов, а также контроль за их выполнением должно быть
возложено на ФСМ России, как специальный государс-
твенный орган исполнительной власти, ответственный за
проведение модернизационных преобразований. Еще одно
важное замечание: в реализации модернизационных про-
ектов могут участвовать только организации, в составе уч-
редителей которых отсутствуют оффшорные структуры, а
начисление бонусов, дивидендов, вознаграждений может
начаться лишь после полного расчета с государством по по-
лученной финансовой поддержке.
Б) Государственные гарантии.
Данный инструмент с фик-
сированным объемом возможного гарантирования может
применяться при реализации модернизационных проектов
только при участии уполномоченных банков. В качестве
примера приведем проект по переходу с ЛН на ЭСЛ, пред-
ставленный в Главе IV. Государственные гарантии выглядят
более предпочтительной формой финансового участия го-
сударства в модернизации, так как в процессе отбора про-
ектов, что должно стать одной из основных функций ФСМ
России, заведомо коррупционные и невыполнимые про-
жекты будут отсеиваться. Уверенность в этом нам придает
установление персональной ответственности руководящих
сотрудников ФСМ России за результаты использования
финансового инструментария, предоставленного государ-
ством.