Принуждение к инновациям: стратегия для России
122
ческом регулировании, в другие нормативные акты, прямо
или косвенно имеющие отношение к модернизационным
преобразованиям.
3. Финансовое обеспечение
Проработка возможных вариантов финансирования мо-
дернизационных проектов в условиях дефицита федерально-
го бюджета приобретает особую значимость. Из положений,
представленных в Главе III и модернизационных предложе-
ний, содержащихся в Главе IV, видно, что многие направ-
ления модернизационного прорыва вовсе не нуждаются в
бюджетном финансировании. Более того, сама концепция
«модернизация через стандартизацию», успешно апробиро-
ванная в ЕС и других странах, предполагает стимулирование
перехода к модернизации и внедрению инноваций прежде
всего за счет ресурсов бизнес-сообщества и только потом —
посредством финансового участия государства.
Вместе с тем опрометчиво было бы рассчитывать на то,
что принятие новых технических регламентов и стандар-
тов решит все проблемы. Необходим комплексный подход,
финансовая сторона которого могла бы быть представлена
следующими универсальными инструментами.
А) Прямое бюджетное финансирование.
Данный инстру-
мент в современной ситуации с наполнением федерального
и региональных бюджетов представляется малопримени-
мым и может востребоваться лишь в случае, когда требуют-
ся долгосрочные финансовые вложения, например, в виде
взноса государства при реализации различных проектов
ГЧП. С другой стороны, государство могло бы взять на себя
функции финансирования прикладных научно-исследова-
тельских и опытно-конструкторских разработок с конкрет-
ными сроками начала и окончания работ, а также с пример-
ным экономическим и социальным эффектом от внедрения
опытных образцов продукции или производственных про-
цессов в промышленность. Кроме того, и в разрезе бюджет-