Глава V. Институциональные основы российской модернизации
121
Несмотря на очевидную важность и актуальность появле-
ния такого закона, проект Федерального закона «О стандар-
тизации» до сих пор не прошел даже первое чтение, хотя в
Концепции проекта закона указано, что по даннымВТО, уве-
личение уровня гармонизации стандартов на 10% приводит к
увеличению объемов торговли на 3%. По данным экспертов
Германии, Австрии, Швейцарии и других стран, в масштабах
национальной экономики совокупный эффект от проведе-
ния стандартизации составляет около 1% валового внутрен-
него продукта (ВВП), а ее вклад в экономический рост пре-
вышает соответствующие показатели от внедрения патен-
тов и лицензий. В Великобритании вклад технологических
преобразований составляет около половины прироста ВВП,
при этом вклад стандартов в сами технологические преобра-
зования составляет более 25%. Опыт зарубежных компаний
показывает, что вложения в стандарты дают на 1 единицу за-
трат от 20 до 40 единиц прибыли. Продолжая мысль авторов
Концепции, можно констатировать, что непринятие данного
закона ежегодно уменьшает российский ВВП на 1%, россий-
ская экономика теряет более 25% возможных технологиче-
ских преобразований, а упущенная прибыль российских
компаний измеряется сотнями миллиардов рублей.
В информационной справке о ходе публичного обсужде-
ния проекта Федерального закона «О стандартизации» по
состоянию на 18.03.2009 г., опубликованной на сайте Рос-
техрегулирования, содержится масса информации о ходе
обсуждения, приводятся впечатляющие цифры принятых
и отклоненных поправок, особо отмечается, что «в треть-
ей редакции проекта ФЗ «О стандартизации» учтены более
60% замечаний». Тем не менее, судьба законопроекта до
сих пор остается неясной: в Государственной Думе РФ его
«следов» не обнаружено. В сложившихся условиях подоб-
ная ситуация является абсолютно нетерпимой, тем более,
что подобные испытания, скорее всего, ожидают рекомен-
дованные нами изменения и дополнения в Закон о техни-