Принуждение к инновациям: стратегия для России
118
модернизационных задач в России следует создать новую
государственную структуру —
Федеральную службу по модер-
низации Российской Федерации (ФСМ России)
. Заметим, что
в дискуссиях о путях модернизационных преобразований
этому важнейшему институциональному аспекту уделяется
крайне мало внимания. Между тем, ни в одной стране мира
модернизация не проводилась без создания самостоятель-
ного государственного института: например, в Японии было
создано Министерство внешней торговли и промышленно-
сти, во Франции—Комиссия по плану, в Бразилии—Коми-
тет развития. Во всех этих странах перечисленные ведомства
играли роль, сравнимую с ролью Госплана СССР.
ФСМ России должна стать естественным правопреемни-
ком Комиссии по модернизации и технологическому раз-
витию экономики России, существующей в весьма неопре-
деленном организационном и правовом положении (с пе-
редачей ФСМ России бюджетных средств, выделенных для
финансированияутвержденныхПрезидентомД.А.Медведе-
вым пяти направлений модернизационного прорыва), пол-
номочия главы ФСМ России должны соответствовать пол-
номочиям заместителя Председателя Правительства РФ, а
основной задачей стать координация усилий министерств и
ведомств, ответственных за достижение модернизационных
приоритетов во всех основных отраслях экономики и соци-
альной сферы России. С помощью создания ФСМ России
становится возможным решить сразу несколько проблем:
во-первых, наладить координацию усилий президентских и
правительственных структур, имеющих непосредственное
отношение к модернизации; во-вторых, устранить двойное
финансирование модернизационных программ; в-третьих,
наладить системную экспертизу модернизационных и ин-
новационных проектов, что необходимо для минимизации
финансовых и имиджевых потерь всех ветвей власти; в-чет-
вертых, придать базовой структуре, ответственной за про-
ведение модернизационных преобразований, администра-