Глава IV. Некоторые направления модернизации
67
проект через собственный центр ГЧП). Во-вторых, пра-
вительству во исполнение распоряжения Президента РФ
следовало бы объявить о формировании Государственного
заказа на покупку ЭСЛ и начать организовывать тендеры
с понижающей ценой по закупке ЭСЛ, произведенных
на территории Российской Федерации. Это несомненно
вызвало бы большой интерес иностранных инвесторов к
покупке недозагруженных российских предприятий или к
строительству новых мощностей (для сооружения произ-
водственной площадки по выпуску 10–12 миллионов ЭСЛ
в год достаточно 8–10 месяцев). В-третьих, правительство
могло бы прибегнуть к выдаче государственных гарантий
под кредиты, привлекаемые отечественными компаниями
для организации производства ЭСЛ. Это, с одной сторо-
ны, поставило бы их в преимущественное положение по
сравнению с иностранными производителями, и, с другой,
во многом переложило бы контроль за техническим раз-
витием производства на банки-кредиторы. Ко всему этому
можно добавить, что на всем этапе внедрения ЭСЛ госу-
дарство с целью повышения привлекательности ламп для
населения ипоследующей экономии электроэнергии впол-
не могло бы субсидировать на 20–25% розничные цены на
лампы отечественного производства, что способствовало
бы расширению их выпуска внутри страны и сокращению
зависимости от импорта. Подчеркнем особо: программа
использования ЭСЛ имеет, на наш взгляд, смысл только в
том случае, если она в то же время — и в первую очередь —
явится программой их массового производства на терри-
тории Российской Федерации.
Специально подчеркнем: перестройка производства
по замене ЛН на ЭСЛ представляет собой не только не
слишком долгий, но и достаточно недорогой процесс (ра-
зумеется, если не брать в расчет аппетиты чиновников).
К примеру, в соседней Белоруссии на Брестском электро-
ламповом заводе внедрение импортных технологий и