Стр. 45 - 001-205_Modernisation3new.indd

Упрощенная HTML-версия

Принуждение к инновациям: стратегия для России
46
Заметим, что создание Ростехрегулирования стало во
многом вынужденной мерой, так как помимо постепенно
становившегося критическим отставания российской пра-
вовой базы технического регулирования и стандартизации
от аналогичных нормативных актов развитых стран и не-
обходимости кодификации российского законодательства
с международным в предверии вступления России в ВТО
существовавшая в России система подтверждения соот-
ветствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям
в форме обязательной сертификации была архаичной и гро-
моздкой. Несколько подтверждений: к концу 1990-х годов
обязательной сертификации подлежали, по разным оцен-
кам, от 70 до 80% товарной номенклатуры (в ЕС — только
4%); кроме того, система сертификации не обеспечивала
качества продукции (по оценкам Минэкономразвития, от-
каз в сертификации получали лишь 0,3%заявок, но при этом
30,6% сертифицированной продукции выбраковывалось).
В довершение отметим, что качество обязательных требо-
ваний, в значительной степени устаревших и не соответ-
ствовавших международным стандартам, было отдельной
проблемой, а сама сфера обязательной сертификации ре-
гулировалась множеством федеральных законов, зачастую
противоречивших друг другу.
Принятие Закона о техническом регулировании было на-
правлено на решение указанных проблем. Так, технические
регламенты разрабатываются отныне только в целях: защи-
ты жизни или здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, государственного или муниципаль-
ного имущества; охраны окружающей среды, жизни или
здоровья животных и растений; предупреждения действий,
вводящих в заблуждение приобретателей; а также обеспече-
ния энергетической эффективности. Соответственно, тех-
нические регламенты с учетом степени риска причинения
вреда призваны устанавливать минимально необходимые
требования, обеспечивающие: безопасность излучений;