Глава III. Модернизационные приоритеты
33
многие из которых имеют свои аналоги и в Российской Фе-
дерации. Во-первых, эта система хорошо зарекомендовала
себя в условиях, когда экономическое развитие определяется
взаимодействием десятков относительно самостоятельных
территориальных субъектов, интересы которых порой су-
щественно различаются. Во-вторых, она продемонстривала
высокуюэффективность впринуждениикинновациямкруп-
ных промышленных компаний, многие из которых занимали
доминирующие позиции в своих сферах деятельности и име-
ли размеры, сопоставимые с масштабами целых государств.
И, наконец, в-третьих, именно такая система смогла функ-
ционировать в условиях, когда требовалось достигать целей
не «чистого» экономического развития, а также и социаль-
ной справедливости, поддержки большего имущественно-
го равенства, решения экологических задач, и т. д. Именно
опыт Европейского Союза дает основание утверждать, что
стимулирование промышленной модернизации через фор-
мализацию требований в сфере технического регулирования
и стандартизации может быть признано практически уни-
версальным методом ускоренной модернизации.
1. Европейский опыт
Прежде чем кратко осветить нынешнюю ситуацию в сфе-
ре стандартизации в ЕС, скажем несколько слов о терминах.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О тех-
ническом регулировании» (далее — Закон о техническом
регулировании) дает следующие определения технического
регулирования, стандартизации, технического регламента,
стандартов и формы подтверждения соответствия.
Техническое регулирование
— правовое регулирование
отношений в области установления, применения и ис-
полнения обязательных требований к продукции или к
связанным с ними процессам проектирования (включая
изыскания), производства, строительства, монтажа, на-