Приложения
272
их высокой активности может позволить снизить (с учетом затрат
топлива на сушку добавок) реальные удельные затраты топлива на
тонну цемента на 50–70 кг, что весьма актуально для России с по-
давляющим объемом цементных заводов, работающих по мокрому
способу и затрачивающих сегодня 210–215 кг условного топлива на
тонну клинкера.
Весьма важным является возможность эффективного использо-
вания при этом в качестве минеральных добавок не только различ-
ных природных пуццолановых пород, мелких кварцевых песков, от-
ходов вскрыши и т.п., но и техногенных отходов, зол и шлаков ТЭЦ,
металлургических заводов и других различных производств, накоп-
ленных в отвалах, занимающих тысячи гектаров земли, загрязняю-
щих окружающую среду и создающих значительную экологическую
проблему для России. Экономия клинкерной доли в цементах с ми-
неральными добавками позволяет, кроме энергосбережения, значи-
тельно уменьшить выбросы СО
2
в атмосферу, сопровождающие про-
изводство цементного клинкера и ставшие во всем мире проблемой
отрасли.
Одним из выдающихся качеств наноцементов низкой водопот-
ребности является их способность не терять качество годами как при
хранении в таре, так и в цементных силосах (
Табл. 1
).
Новая технология позволяет достичь значительной экономии
топлива при обеспечении высокого качества цементов (
Табл. 2
).
В свою очередь, производство значительных объемов цемента с ра-
дикальной экономией капиталовложений по новой технологии по-
зволит эффективно обеспечить строительство жилья и дорог в Рос-
сии и выиграть время для модернизации цементной промышленно-
сти страны, ее перехода на сухой способ производства и, вероятно,
на твердое топливо.
3. Препятствия, мешающие применению
предлагаемой технологии в Российской Федерации
Глобальный кризис обнажил недостатки работы отечественной
цементной промышленности и ее низкую конкурентоспособность.
Однако в то же время падение спроса на цемент и снижение объемов
его применения открывает уникальную возможность для оператив-
ной модернизации предприятий отрасли на новой энергосберегаю-
щей технологической основе.