Приложения
256
Американцы и канадцы достигли такого прогресса в строитель-
стве дорожных покрытий благодаря развитию эффективной техно-
логии стягивания сборных железобетонных плит стальными каната-
ми. Принципиальная ее особенность состоит в том, что напрягаемые
элементы — стальные канаты — покрываются защитной смазкой,
которая обеспечивает им защиту от коррозии и отсутствие сцепле-
ния с бетоном. За счет этого напрягаемой арматуре обеспечивается
свободное перемещение, как в процессе натяжения, так и при экс-
плуатации конструкции. Сама напрягаемая арматура, как правило,
располагается при этом в полиэтиленовых или полипропиленовых
трубках. Между торцами преднапряженных железобетонных плит
помещается герметик. Компания GTI в Хьюстоне, штат Техас, обес-
печивает строительство в год около 7 млн. м
2
дорожных покрытий.
Если пересчитать их на четырехполосную автостраду, получится
около 700 км.
Иными словами, система натяжения на бетон в строительстве до-
рог, аэродромов, мостов и перекрытий жилых и гражданских зданий
и других сооружений проверена мировой практикой и полностью
себя оправдала в развитых странах.
Сегодня эта технология в России используется мостовиками,
применяется на специальных объектах и начинает распространять-
ся в строительстве: фирма DYWIDAG, ее дочка — «Промстрой-
контракт», СТС, «Стройинжиниринг» эффективно использовали
«Post-Tensioning» при строительстве в Москве развязки на площади
Гагарина, возведении комплекс IKEA, строительстве «Сити» и ряда
других зданий; активно работают эти технологии в других регионах
России и СНГ.
4. Промышленная база для обеспечения реализации новой
технологии строительства автомобильных дорог в России
Для реализации новой технологии в России имеются все необ-
ходимые условия. Еще в советский период были построены и пока
функционируют сотни заводов по производству плит и панелей
из сборного железобетона, существуют карьеры песка и щебня
практически во всех регионах. Эти заводы производят и дорож-
ные преднапряженные железобетонные плиты, но загружены на
треть мощности, так как сборный железобетон для жилищного
строительства (главная технология массового строительства в
СССР), сегодня устарел по всем показателям. В настоящее время