Приложение № 5. Автомобильные дороги России: «новое начало»
245
Правительством России и его ведомствами технической политики в
области строительства автомобильных дорог. Авторами предлагается
своя Концепция развития транспортного комплекса на базе изме-
нения технологической основы строительства автодорог и замены
недолговечных дорожных одежд из асфальтобетона на цементобе-
тонные.
В правоте этих предложений убеждает мировой опыт и много-
летний опыт эксплуатации цементобетонных дорожных покрытий в
СССР и России. Нужно немедленно остановить вакханалию транс-
портного ведомства с ремонтами и недоремонтами автомобильных
дорог из асфальтобетона, составляющих основную часть существу-
ющих покрытий в России.
Переход на технологию цементобетонных жестких покрытий
дорог не только решает проблему радикального повышения грузо-
подъемности и долговечности автотрасс, но и может позволить зна-
чительно уменьшить объемы песка, щебня и битума, применяемых
в России для строительства автодорог, тем более по оценкам специ-
алистов битума в стране (дорожающего вместе с нефтью) хватит в
лучшем случае на 30–35 лет, а цементного сырья — на тысячи лет.
Стоимость материалов для строительства дорожных одежд с це-
ментобетонными покрытиями не превосходит (а в ряде случаев и
ниже) стоимости материалов для строительства дорожных одежд с ас-
фальтобетонными покрытиями. Об этом свидетельствуют зарубеж-
ные (
Табл. 4
) и отечественные (
Табл. 5, 6
) данные. В странах Западной
Европы и в США количество дорожных одежд с цементобетонными
покрытиями составляет уже до 30–40%. Средний срок службы таких
покрытий — не менее 20 лет при минимальных затратах на ремонт
и содержание. При решении вопроса целесообразности и стоимости
строительства цементобетонных покрытий в зарубежной практике
учитывается не только существенное снижение эксплуатационных
расходов, но и то, что при цементобетонных покрытиях вследствие
их лучшей светоотражающей способности и светлого цвета сущест-
венно уменьшается потребность в освещении дорог. Это позволяет
снизить затраты на строительство системы освещения дорожного
полотна на 30% и более.
Даже учитывая нетрадиционность (для нашей страны) цементо-
бетонных конструкций, можно с уверенностью утверждать, что сто-
имость строительства цементобетонных покрытий сопоставима со
стоимостью строительства нежестких дорожных одежд.