Приложения
242
Таблица 3
Длина сети автомобильных дорог общего пользования
с твердым покрытием, 2002—2007 гг., в км.
Техническая
категория дороги
2002 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
I
4486
4924 5 180
5368
5495
II
27617 28145 28 139 28438 28797
III
109591 111025 110 391 109787 108596
IV
317093 320043 322 460 309629 301485
V
78502 80064 80183 77306 74873
На сегодня обеспеченность автодорогами I категории в России
на 10 тыс. человек составляет 400 м, в США она составляет 2200 м, в
Канаде — 4400 м, в Европе — 6700 м. Однако даже Европа не считает,
что ей незачем совершенствоваться. Так, по данным СЕЕ Bankwatch,
в 1998–2003 гг. восточноевропейские страны-кандидаты в члены Ев-
ропейского Союза ежегодно получали от Брюсселя 7,7 млрд. евро на
развитие транспортной инфраструктуры.
Состояние дорог России не соответствует возрастающим требо-
ваниям к ним. Количество транспорта за последние годы увеличи-
лось многократно: с 8,964 млн. автомобилей в 1990 г. до 26,656 млн.
в 2006 г. Сегодня парк достиг почти 35 млн. автомашин. Радикально
возросло число большегрузных автомобилей. Росавтодором предус-
мотрено повышение эксплуатационных характеристик дорожных
покрытий для автотранспорта соответственно европейским нор-
мам — до 40 т общей массы и 11,5 т нагрузки на ось. Однако указан-
ным требованиям соответствует… только 0,5% российских дорог.
Плохая дорожная инфраструктура привела к тому, что транспор-
тная составляющая достигает в себестоимости продукции 15–20%
против 7–8% в большинстве высоко- и среднеразвитых стран. Сред-
няя скорость перемещения грузов составляет 200–300 км в день,
тогда как в ЕС этот показатель равен 1000 км и продолжает расти.
Себестоимость автомобильных перевозок в России в 1,5 раза выше,
чем в европейских странах, а топлива на тонно-километр расходует-
ся больше на 30%.
По словам вице-премьера РФ С. Иванова, из-за плохих дорог стра-
на ежегодно теряет 3% ВВП. Низкое качество дорог не обеспечивает и
приемлемого уровня безопасности — в ДТП ежедневно гибнет около