Стр. 15 - 001-205_Modernisation3new.indd

Упрощенная HTML-версия

Принуждение к инновациям: стратегия для России
16
С 1859 г., когда общая протяженность железных дорог в
России составляла всего 3 тыс. км, и вплоть до начала Первой
мировой войныблагодаря успешному внедрениюконцессий и
жесткому контролю со стороны государства общая протяжен-
ность российских железных дорог возросла до 60 тыс. км. Как
видно, во второйполовинеXIXв. вРоссии ежегодно строилось
порядка 1 тыс. км железнодорожных путей. Для сравнения: в
1992 г. протяженность железнодорожных путей сообщения со-
ставила 88 тыс. км, а в 2008 г. — 86 тыс. км. Таким образом,
тезис о том, что российская экономика существует на остан-
ках советской хозяйственной империи, оказывается не совсем
корректным. Более правильным было бы упомянуть о парази-
тировании на экономическом наследии царских времен.
Одновременно возникает и другой вопрос—о судьбе тех со-
тен миллиардов руб., которые ОАО «РЖД» получает в качестве
оплаты за свои услуги, а также из бюджетных источников. Со-
стояние железнодорожной инфраструктуры современной Рос-
сии стремительно ухудшается и не выдерживает современных
транспортных технологий. При этом стоимость транспортных
услуг постоянно возрастает — в настоящее время использо-
вание российских железных дорог в качестве евроазиатского
транзитного пути грузооборота в 6–9 раз дороже, чем перевоз-
ки по соответствующему маршруту морским транспортом.
В своем Послании Президент Д.А. Медведев указал на
катастрофическое положение в дорожном строительстве.
Оно действительно тяжелое — но только не для дорожников.
В федеральном бюджете-2010 расходы на дорожное хозяй-
ство планируются в сумме 263,4 млрд. руб. (в 2008 г. расхо-
ды на эти цели составили 271,1 млрд. руб., а в 2009 г. должны
достичь 307,6 млрд. руб.). Следовательно, всего лишь за три
года на дорожное хозяйство выделено 842,1 млрд. руб.. И в
каком состоянии находятся наши дороги? С 1995 по 2007 гг.
протяженность автомобильных дорог в России по данным
Росстата практически не изменилась: если в 1995 г. она со-
ставляла 940 тыс. км, то в 2007 г. — 963 тыс. км, в том числе