Приложение № 1. Экономические последствия внедрения
…
141
ется более специфицировано. Например, «возможные последствия,
угрожающие жизни будущих поколений и других групп людей (на-
пример, жителей других стран)», «серьезные и необратимые разру-
шения», «глобальные, необратимые, долговременные последствия».
Тем не менее, все трактовки возможного вреда содержат ценностные
оценки и осуждение вреда с точки зрения морали.
Принцип ПП предполагает активные действия до наступления
вредных последствий, что исключает использование стратегии «по-
дождем-и-посмотрим».
Вмешательство в деятельность должно быть пропорционально
степени защиты и масштабам возможного вреда. Некоторые трак-
товки затрагивают вопросы эффективности мер с точки зрения за-
трат, другие же говорят только о предотвращении вреда окружающей
среде. Но затраты — не единственный аспект пропорциональности.
Риск практически никогда не может быть сведен к нулю и полный
запрет деятельности не всегда является адекватным вмешатель-
ством. Тем не менее, в некоторых ситуациях это — единственный
шаг, пропорциональный заданному уровню риска.
Возможные действия по принципу ПП можно подразделить на
две группы:
— меры, уменьшающие вероятность возникновения вреда;
— меры, воздействующие на масштабы вреда и повышающие
возможности по его контролю.
Принцип ПП предполагает постоянный эмпирический контроль
и мониторинг деятельности для более четкого представления о рис-
ках и постепенного перехода от ПП к более традиционным методам
управления рисками.
Таким образом, определения принципа ПП предполагают, что в
случаях, когда человеческая деятельность может повлечь за собой
неприемлемый вред, вероятность которого научно доказана, но не
определена, должны быть приняты соответствующие меры по пре-
дотвращению или снижению размеров такого вреда.
В настоящее время принцип ПП закреплен как во многих надна-
циональных соглашениях, так и в национальных законодательствах
отдельных государств. Рассматривая две стороны данного подхода:
этическую и правовую, можно прийти к выводу, что этическая со-
ставляющая значительно более понятна и очевидна практически
каждому, а вот встраивание принципа в национальную законода-
тельную базу происходит гораздо сложнее, так как различные фор-