Глава I. Препятствия на пути российской модернизации
13
после того как сообщения о них попадают на первые полосы
газет. Для опытных профессионалов не составляет большого
труда доказать любому суду, что розничная цена на тот или
иной вид продукции, несмотря на практически идентичную
цену у «конкурентов», формируется по-иному. Любой суд
вынужденно соглашается с такой аргументацией, поскольку
никаких прямых доказательств нарушений антимонополь-
ного законодательства, как правило, не предъявляется.
В этих условиях модернизационные преобразования под-
меняются демагогической риторикой, хотя менеджмент круп-
нейших российских компаний внутренне готов к ужесточе-
нию условий как ведения бизнеса, так и ответственности за
нарушение нормативных правил осуществления финансово-
хозяйственной деятельности. Однако до сих пор никаких чет-
ких сигналов от государства не поступает. Можно констатиро-
вать, что во взаимоотношениях власти и бизнеса достигнуто
равновесие, но считать его устойчивым ни в коем случае не-
льзя. Если государство в ближайшее время не начнет наводить
порядок в этой сфере, чаша весов склонится в сторону бизне-
са, на руках у которого появятся неоспоримые доказательства
нерешительности, а, значит, слабости власти. Пока же будем
считать постановку вопроса «способствует ли модернизации
текущее состояние конкуренции в России», риторической.
2. Опережающий рост издержек
Если в 2003–2004 гг. себестоимость продукции ежеквар-
тально повышалась на 35–40% российских предприятий, то в
2005 г. число таких предприятий выросло до 66%, а к 2008 г. —
до 85%. Так, например, с 2003 по 2008 г. на крупнейшем оте-
чественном производителе калийных удобрений издержки
выросли в 2,95 раза, в то время как объем произведенной
продукции — всего на 23,1%. На ряде предприятий единс-
твенного в России алюминиевого холдинга за тот же период
издержки увеличились в 2,5–2,7 раза, тогда как прирост про-
изводства алюминия составил от 5 до 10%. В строительной