Стр. 8 - 001-205_Modernisation3new.indd

Упрощенная HTML-версия

Введение
9
особняком в ряду стран, провозглашавших курс на модер-
низацию. Президент Д.А. Медведев призывает к ней в ус-
ловвиях, когда существенная часть населения сформирова-
лась в годы устойчивого роста благосостояния и безудерж-
ной пропагандистской истерии, призванной уверить граж-
дан в том, что их страна «встала с колен» и вернулась в из-
бранный круг великих держав. Он говорит о модернизации
элитам, большинство представителей которых основывают
свое материальное благополучие и свой статус на контроле
над добывающим сектором экономики или на распоряже-
нии исходящими из него финансовыми потоками. Прези-
дент призывает модернизироваться бюрократию, которая
благоденствует в условиях нефтяных сверхдоходов, до поры
до времени скрывающих ее вопиющую неэффективность.
В такой обстановке основная проблема российской модер-
низации заключается, на наш взгляд, в том, что
в обществе
отсутствует промодернизационный консенсус, а сама модер-
низация остается «проектом меньшинства»
, пусть даже и
возглавляемого самим главой государства.
С другой стороны, элиты не имеют не только строгого
плана модернизации, но и четкого понимания той цели,
которую предполагается достичь. Официально заявленная
задача построения «умной экономики» и перехода на «ин-
новационные рельсы» развития практически недостижима
в ближайшее время, так как инновационная экономика в
исторической ретроспективе успешно развивалась лишь
там и тогда, где и когда она опиралась на мощную промыш-
ленность, способную оперативно реагировать на изменение
спроса, впитывать новые решения и технологии, устойчиво
конкурировать с зарубежными компаниями. Экономика,
которая производит десять пассажирских авиалайнеров в
год, не может на протяжении пятилеток выпустить прин-
ципиально новую модель легкового автомобиля и вообще
не представлена на рынке персональных компьютеров,
средств мобильной связи и оргтехники, вряд ли способна