239
1. Краткое описание автомобильных дорог в России
Автомобильный транспорт в России осуществляет сегодня боль-
шой объем грузовых и пассажирских перевозок. Количество автомо-
билей в последнее время ежегодно возрастает в среднем на 1 млн. еди-
ниц, и прогнозы указывают на сохранение тренда (
Табл. 1
).
Существующая сеть автомобильных дорог в стране уже давно не
справляется с значительно возросшим количеством автотранспорта
и появлением большегрузных автомобилей.
Общая протяженность дорог в России в настоящее время состав-
ляет 846 тыс. км с учетом построенных в 2007 г. 495 км и в 2008 г.
560 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Динамика изме-
нения протяженности с учетом видов дорог приведена в
Табл. 2
.
Согласно официальным данным, около 75% российских дорог
приходятся на дороги низких категорий (IV-й и V-й), 20% дорог со-
ответствуют III-й категории, а доля II-й и I-й категории, т.е. дорог
стратегического значения, не превышает 5% (
Табл. 3
). В последние
годы длина сети дорог I-й и II-й технических категорий постепенно
возрастала, но не за счет строительства новых дорог, а за счет пере-
вода в них дорог III-й, IV-й и V-й категорий.
Отечественные автомагистрали отстают в своем развитии от
мирового уровня на несколько десятков лет. Все граждане России
ощущают на себе это отставание. Около 2 млн. россиян в более чем
40 тыс. населенных пунктов в начале XXI века прозябают без авто-
мобильного сообщения.
Существующая сеть дорог России по протяженности и, конечно,
техническому состоянию далеко не соответствуют возросшим пот-
ребностям страны и по оценкам специалистов, в возможно короткое
время (по крайней мере до 2025 г.), должна быть доведена до 1,5 млн.
км с интенсивным строительством высококачественных и долговеч-
ных дорог. Возможно ли это? В принципе, да: например, в Китае за
2002–2007 гг. построено 28 тыс. км. одних лишь высокоскоростных
дорог, а только за 2007 г. — 47 тыс. км. автодорог с твердым покрыти-
ем различных категорий.
Приложение № 5. Автомобильные
дороги России: «новое начало»