Стр. 19 - 001-205_Modernisation3new.indd

Упрощенная HTML-версия

Принуждение к инновациям: стратегия для России
20
1960–1975 гг. объем продукции автомобилестроения — отра-
сли, поддерживавшейся государством, вырос в 7,9 раза при
росте ВВП в 2,4 раза; в Республике Корея в 1975–1995 гг. су-
достроение показало рост в 11,2 раза при росте ВВПв 3,1 раза;
в Китае в 1997–2008 гг. выпуск автомобилей вырос в 9,1 раза
при росте ВВП в 2,2 раза. В России, напротив, производство
продукции с высокой добавленной стоимостью наиболее тя-
жело переживает кризис. Так, например, за 8 месяцев 2009 г.
добыча нефти выросла на 0,4%, зато произодство моторных
масел сократилось на 16,8%, асфальта — на 53,3%. Железной
руды добыли меньше на 18,3%, стали выплавили — на 26,5%,
выпустили бесшовных труб — на 43,8%, выпустили автомо-
билей — на 62,6%. Всего за один год доля обрабатывающей
промышленности в ВВП снизилась на 3,2 процентных пун-
кта — с 18,3 до 15,1%. В значительной мере причина этого —
отсутствие государственной инвестиционной стратегии, не-
мыслимое на фоне призывов к модернизации.
5. Незаинтересованность правительства
в дополнительных доходах
Период благоприятной сырьевой конъюнктуры переори-
ентировал российскую экономику с развития производств с
высокой добавленной стоимостью на получение сырьевой
ренты и решение социально-экономических проблем с по-
мощью нефтегазовых сверхдоходов. Так, в 2005 г. эти доходы
составили 42,2% всех поступлений в федеральный бюджет, в
2006 г. — 46,9%, в 2008 г. — 47,3%. В 2009 г. данный показа-
тель оценивается в 41,7%, а в 2010 г. прогнозируется на уров-
не 46,0%. При этом удельный вес минеральных продуктов
в структуре российского экспорта неуклонно возрастает, а
промышленной продукции столь же последовательно сни-
жается — что подтвержается данными по товарной структуре
российского экспорта за 1995—2008 гг. (
Табл. 3
).
Как видно, удельный вес промышленной продукции в
товарной структуре российского экспорта резко снижает-